Сколько нот? Меня спроси: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
А кукушка на суку знает также ноту "ку".
А корова - ноту "му", ей другие ни к чему!
А щенок, друзей узнав, сразу скажет ноту "гав!"
Пропоет для тех, кто хмур кошка ласковая "мур-р!"
часто слышат млад и стар от вороны ноту "кар-р!"
Если хочешь повторю поросенка ноту "хрю!"
За кусочек пирога гуси скажут ноту "га!"
Помахав хвостом тебе, козлик звонко крикнет"бе-е!"
От ежа сбежав едва пропоют лягушки "ква!"
Волки воют на Луну очень долгой нотой "у-у-у"...
утка часто так не зря повторяет ноту "кря!" -
ноту выучить хотят десять желтеньких утят!
И известно мне давно: конюх знает ноту "но!",
А лошадка у него знает ноту "и-го-го!".
И теперь известно всем: у природы нот не семь,
А без этих звонких нот Грустно жизнь у нас пойдет...
Всех ли детей нужно учить музыке?
Наша цель – обучать детей музыкальной культуре,
готовить не только музыкантов-профессионалов, но и музыкантов-слушателей,
любителей музыки. Для этого тоже надо разбираться в вопросах истории музыки,
получить основы элементарных теоретических знаний. Да, музыке нужно учить всех детей без исключения,
другой вопрос, как и в какой степени.
Зачем нужны занятия музыкой, если это точно не станет
в будущем профессией ребенка?
Мы же не задаемся вопросом, зачем учить ребенка
считать, если он не станет в будущем математиком или зачем учить его читать,
если он не изберет профессию писателя или журналиста. Обучение музыке должно стоять в ряду
предметов, которые каждый человек должен знать на уровне начального
образования. Заканчивая обычную школу,
наши дети обладают знаниями в области физики, математики и проч. наук, большая
часть этих знаний совершенно не нужна им в дальнейшей жизни. Что же касается
музыки, то вряд ли ученик, не посещавший музыкальную школу, сможет сказать, что
у него есть начальный уровень музыкального образования, ведь он совсем не знает
нот, не умеем играть ни на одном музыкальном инструменте даже совсем чуть-чуть.
Что же дают занятия музыкой?

Но ведь учиться музыке - это так сложно! (или страшное
слово "Сольфеджио")
Подобное часто можно услышать не только от родителей,
но и от педагогов-музыкантов: "Да, сольфеджио сложный предмет, надо
терпеть, надо стараться и т. д." Но ведь нотная запись создавалась и
веками совершенствовалась исполнителями-практиками для того, чтобы облегчить, а
не затруднить чтение нот, чтобы сделать музыку доступной всем, а не кучке
посвященных, которые много лет прилежно изучали это таинственное искусство. Все
излишне сложное отмерло само собой, осталось только самое нужное. Можно
сказать, что изучение языка музыки подобно изучению любого иностранного языка:
в начале мы почти ничего не понимаем в нем, но чем лучше мы его знаем, тем
больше нам кажется, что мы знали его всегда. Здесь также главную роль играют
регулярные занятия и постоянная практика. Можно сказать и так: представьте, что
вы ведете машину: вы видите дорожные знаки, их довольно много, но это же не
означает, что вы должны останавливаться и разглядывать каждый знак, вспоминая,
что он означает. Ваша задача ехать и по ходу получать всю необходимую
информацию. И правила дорожного движения созданы для того, чтобы помогать, а не
затруднять движение. Также и музыкальные правила созданы, чтобы помогать вам
двигаться в потоке музыки (а музыка искусство временное, поэтому оно всегда в
движении), управляя им. Но любые правила сначала необходимо понять, запомнить и
научиться ими пользоваться. На что приходится все-таки потратить некоторое
время. Главное не отделять теорию от практики и не превращать средство в
самоцель...
Что такое сольфеджио?
Что такое сольфеджио? В широком смысле, сольфеджио – это пение по нотам, пение с называнием нот. Кстати, само слово сольфеджио образовано сложением названий нот соль и фа, потому-то это слово и звучит так музыкально. В более узком смысле, сольфеджио – это учебная дисциплина, которую изучают в музыкальных школах, училищах, колледжах и консерваториях.
Для чего нужны уроки сольфеджио
в школах? Для воспитания музыкального слуха, для взращивания его от
простой способности до мощного профессионального инструмента. Как слух
обычный превращается в слух музыкальный? С помощью тренировок,
специальных упражнений – этим как раз и занимаются на сольфеджио.
Вопросом о том, что такое сольфеджио,
часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу. К
сожалению, не каждый ребёнок в восторге от уроков сольфеджио (это
естественно: обычно этот предмет ассоциируется детьми с уроками
математики в общеобразовательной школе). Поскольку процесс обучения на
сольфеджио очень интенсивный, то родителям следует контролировать
посещаемость этого урока своим ребёнком.
Сольфеджио в музыкальной школе
Школьный курс сольфеджио можно разделить на две составляющие: теоретическую и практическую часть.
В среднем звене теория отделяется от практики, в школе же они
проходятся параллельно. Теоретическая часть – это элементарная теория
музыки на протяжении всего периода учения в школе, на начальном этапе –
на уровне музыкальной грамоты (причём это довольно серьёзный уровень).
Практическая часть – это пение специальных упражнений и номеров –
отрывков из музыкальных произведений, а также запись диктантов
(разумеется, музыкальных) и анализ на слух различных созвучий.
С чего начинается обучение сольфеджио?
Сначала учат читать и писать ноты, освоение
нотной грамоты – это самый первый этап, который заканчивается
очень скоро.
Если вы думаете, что нотную грамоту в
музыкальных школах преподают все 7 лет, то это не так – месяц-другой
максимум, затем происходит переключение на собственно музыкальную
грамоту. И, как правило, уже в первом-втором классе ученики школ
осваивают базовые её положения (на теоретическом уровне): виды мажора и
минора, тональность, её устойчивые и неустойчивые звуки и созвучия,
интервалы, аккорды, простую ритмику.
При этом параллельно начинается
собственно сольфеджирование – практическая часть – пение гамм,
упражнений и номеров с дирижированием. По прохождения курса сольфеджио человек сможет читать
ноты как книги – ничего не играя на инструменте, будет слышать музыку.
Подчеркну, что для такого результата знания одной нотной грамоты не
достаточно, нужны именно упражнения, которые развивают навыки
интонирования (то есть воспроизведения) как вслух, так и про себя.
Что нужно для уроков сольфеджио?
Мы разобрались в том, что такое
сольфеджио – это и вид музыкальной деятельности, и учебная дисциплина.
Теперь несколько слов о том, что ребенку нужно приносить с собой на урок
сольфеджио. Непременные атрибуты: нотная тетрадь, простой карандаш,
ластик, ручка, тетрадочка «для правил» и дневник. Уроки сольфеджио в музыкальной школе проходят раз в неделю по одному часу, на дом обычно задаются небольшие упражнения (письменные и устные).
О музыкальном слухе
Очень часто люди находятся в заблуждении: если ребенок
не поёт, это значит, что у него нет слуха, медведь на ухо наступил. Это ошибочное
мнение. Иногда дети, не умеющие петь, обладают абсолютным слухом и потом
превращаются в профессиональных музыкантов. Это происходит сплошь и рядом. Дело
в том, что наличие слуха и владение голосовыми связками – это два совершенно
разных занятия. Потому что когда человек поет, он просто управляет своими
связками. Например, если молотобойцу дать руками собрать наручные часы с
мелкими шестеренками-колесиками, он не сможет этого сделать, потому что он
работал с кувалдой и с наковальней. У него пальцы огромные, ему трудно это сделать.
Или скрипачу с тонкими пальцами дать поработать на наковальне, что он там
накует? Мы часто берем детей, которые не умеют петь, если мы подозреваем, что у
них есть слух. И в течение первых одного-двух-трех лет мы развиваем этот слух и
учим ребенка петь. И они поют очень стройно и чисто.
Причины научить ребёнка петь
1. У поющего ребёнка быстрее происходит интеллектуальное развитие. Он учится быстрее запоминать слова и устанавливать сложные взаимосвязи, учится сосредотачиваться.
2. Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. С помощью этого инструмента можно многое выразить, о многом рассказать. Если учить ребенка петь с детства, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются труднее.
3. В процессе пения развиваются музыкальные способности - тембровый и динамический слух, ладовое чувство, музыкальное и образное мышление, музыкальная память.
4. Многие врачи утверждают, что дети, когда поют, укрепляют иммунную систему, здоровье, тонус, поскольку пение - психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение и эндокринная система.
5. Пение устраняет некоторые дефекты речи, развивает артикуляцию и дикцию ребёнка, а также свободу мимики.
6. Через пение ребёнок развивает свои артистические способности. А примеряя на себя тот или иной характер и образ, человек учится быть разным и не теряться в различных ситуациях.
7. Умение говорить хорошо поставленным голосом» - несомненный плюс!
8. Занятия пением помогают сформировать у ребёнка правильную осанку!
9. В дореволюционной России дети из состоятельных семей должны были непременно учиться пению. Умение петь и играть на музыкальных инструментах считалось хорошим тоном!
10. Во время пения человек отключается от всех проблем и тревожных состояний. Пение – это антистресс. Оно делает человека счастливее. И неважно, где он поёт: на сцене, в хоре, или в ванной комнате...
11. Пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие сюжетные игры. Это один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности.
12. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.
13. Поют все. Другой вопрос, что большинство поёт неправильно. Так, может, стоит поучиться правильно петь?
Музыка дома
Проблема в том, что мамы перестали петь своим детям.
Перестали петь колыбельные, перестали петь песни. Все сейчас заменяют
проигрыватели, диски и прочее. Поэтому у детей не формируются навыки пения с
раннего детства. Потому что когда один человек поет, а другой слушает – у того,
кто слушает, непроизвольно сокращаются голосовые связки, он как бы подпевает,
может быть, даже не издавая звука. Иногда родители внушают ребенку: "Да
тебе медведь на ухо наступил". И ребенок говорит: "Да, мне медведь на
ухо наступил, нет у меня никакого слуха, я петь не умею". Вот это
неправильно. Надо чаще слушать хорошую добрую музыку. И не надо тяжелого рока,
потому что это ведёт в тупик, очень темный и грустный.
Сказка о нотах.
Жил-был мальчик по имени Илья. Подобно многим мальчикам, он мечтал стать самым сильным, самым ловким. Но мама очень хотела, чтобы ее сын был музыкантом, и поэтому, вместо спортивной секции, он занимался в музыкальной школе. Там его учили читать ноты, петь в хоре и играть на скрипке.
Учился Илья с большой неохотой, и мама часто ходила с ним на концерты, чтобы он полюбил музыку.
Как-то раз они с мамой сидели очень близко к сцене и слушали сонату для скрипки. Скрипач играл, закрыв глаза, и казалось, что перед ним проплывают какие-то удивительные картины. Все замерли, слушая прекрасную мелодию…
Все, кроме Ильи. Ему было скучно, музыка убаюкивала его…
Неожиданно он увидел свою нотную тетрадь. Ноты, словно скворцы на телеграфных проводах, сидели на тетрадных линейках. И каждая пела на свой лад: «До-о! Рэ-э! Ми-и! Ля-ля!».
Их голоса соединились в красивую нежную мелодию и перенесли Илью на лесную полянку, где росли синие колокольчики и желто-белые ромашки. Илье сразу же захотелось поискать землянику, которая пряталась тут и там в траве.
Затем в звуках мелодии Илья услышал шум падающей воды. Он побежал на этот звук и увидел водопад – настоящий водопад, а не пластмассовые горки в бассейне. На берегу лежала резиновая лодка. Илья сел в нее и оттолкнулся веслом от берега. Это был захватывающий спуск, от которого сердце забилось в груди, а мир стал ярче и звонче.
Но вдруг нота ля подпрыгнула, столкнула ноту до с ее линейки и начала распевать во весь голос:
– Ля-ля-ля!!!
Только вместо нежного «ля-ля-ля» зазвучало: «Я! Я!! Я!!!» Лес тут же исчез, водопад высох, и Илье стало не по себе. Он вспомнил, как однажды в хоре попытался петь громче всех и испортил всю песню.
– Оказывается, если перекричишь и победишь всех, это еще не значит, что ты самый-самый…
Нота ля тоже поняла, что это из-за нее все пошло не так. Быстренько вернувшись на свое место, она вновь нежно запела в общем хоре. И опять зашелестел лес, и водопад зазвенел сверкающими каплями, и Илье стало радостно на душе…
Концерт окончился, и мама растормошила сына, дремавшего в кресле с мечтательной улыбкой.
– Мама, – спросил Илья, – скажи, как мне стать самым-самым?
– Для этого надо прислушиваться к другим, сынок. Даже когда поешь сольную партию, даже когда играешь первую скрипку. Всегда помни, что ты делаешь это для всех, – и у тебя все получится как надо. Тогда ты и будешь самым-самым.
«Вот почему скрипач так здорово играл», – подумал Илья и впервые порадовался тому, что мама отдала его в музыкальную школу.
Эстер Орлик
www.neohuman.ru
Нужна
ли помощь родителей и в чем она может заключаться (особенно если родители сами
не учились музыке)?
Нужна
и даже очень! И в первую очередь для того, чтобы помогать поддерживать интерес
у ребенка. Конечно, замечательно, когда мама или бабушка (а тем более папа!)
могут помочь сделать домашнее задание и исправить ошибки, но даже простое
внимание и поддержка имеют большое значение, особенно на начальном этапе. С
другой стороны, если вы не учились музыке, то, что мешает вам начать вместе с
ребенком? Однако мы говорим, что у нас нет времени (а у кого оно есть?), но
если вы сможете посидеть хотя бы на первых занятиях и сделать вместе первые
домашние задания (совсем небольшие), то польза от этого будет огромная. Конечно,
ребенок очень скоро начнет вас обгонять, а потом еще и ошибки исправлять, но
это же замечательно! Знаменитый японский педагог-новатор Шиничи Сузуки,
обучавший малышей игре на скрипке, предлагал также краткий курс игры на скрипке
для родителей, и считал обязательным совместные прослушивания музыки и участие
мам в домашних занятиях.
О стилях
К счастью,
сейчас год от года повышается интерес к
классической музыке. Классика – это совершенство стиля. Люди всегда стремились
к благозвучию, стремились к гармонии – не только звуковой (это называется
консонансное звучание), но и к гармонии ритмической. Но часто бывает не так. У
ребенка неустойчивая нервная система, еще не развит слух, у него оголенные
чувства, он еще не покрылся «коркой», защищающей
его от воздействия внешнего мира, в том
числе звукового. И все это «музыкальное»
многообразие сомнительного качества наваливается
на него и проникает в душу. Чтобы воспитать в ребёнке правильное восприятие прекрасного,
совершенного, надо воспитать его сначала на лучших образцах классической музыки.
И потом уже на базе этих приобретенных навыков можно заниматься и другими
стилями - роком, эстрадной музыкой, которая станет от этого только лучше.
К сожалению, всевозможные "фабрики
звезд", "попсовые"
фестивали играют сомнительную роль в этом процессе. Они создают впечатление, что очень легко стать
звездой, что нужно научиться вовремя открывать рот у микрофона – и этого
достаточно. А на самом деле это тяжелый
труд. И многие приходят с настроением стать за считанные дни или месяцы
звездой, сталкиваются с трудностями и сильно разочаровываются. И вот эта
кажущаяся легкость, которую всячески демонстрируют с эстрады, играет злую шутку
с теми, кто, в общем-то, не очень разбирается в жизни. Ведь профессия музыканта
помимо природной одаренности предполагает, прежде всего, тяжелейший, а иногда
изнурительный труд. Но можно сделать этот
труд радостным, приносящим плоды, а ребенка счастливым, если он сможет правильно воспользоваться
плодами своего труда.
Использованы материалы сайта: www.muscomp.com/interview/podgorny.html